Спецоценка по условиям труда законодательство

Содержание

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Спецоценка по условиям труда законодательство

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: СКАЧАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры.  А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет?  Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике.

Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е.

будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ.

Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще).

Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%.

Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2.

Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ, причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах.

Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация.

Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(10 4,10 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/sout-dlya-kazhdogo-426-fz-o-spetcialnoy-otcenke-usloviy-truda/

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — 426 ФЗ, последние изменения, основание для проведения, методика проведения, штраф

Спецоценка по условиям труда законодательство

Для успешного предприятия важно организовать процесс деятельности с максимальной эффективностью. Одним из заданий трудового законодательства является обеспечение безопасности и защита здоровья работника. В связи с этим существует ряд гигиенических, санитарных и иных предписаний.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) дает ответ, как и в какой мере их применить. Кроме того, она показывает эффективность охраны труда в существующих условиях на предприятии.

Что это такое

Спецоценка – это разработанная специалистами и закрепленная в законодательных актах система мер, в процессе которой осуществляется идентификация и анализ вредности, уровня безопасности в производстве и трудовом процессе.

Результат проведенных мероприятий показывает воздействие среды на персонал и отклонения от установленных нормативов гигиены и безопасности. Это в свою очередь обязывает работодателя предпринять необходимые меры по организации безопасности рабочих мест и режима занятости персонала.

Более конкретно суть процедуры раскрывают ее задачи и то, для чего она делается.

Цели мероприятий такие:

  1. выявляются и идентифицируются опасные для здоровья и жизни факторы;
  2. оценивается уровень охраны труда и его соответствие нормам;
  3. производится наблюдение за небезопасной средой в процессе деятельности предприятия;
  4. создаются обязательные рекомендации для занятых во вредной среде. Анализируется, есть ли необходимость в применении к ним гарантий, компенсаций, соцзащиты;
  5. освобождение работодателей от взносов в ПФ по дополнительным тарифам или наоборот назначение их выплачивать.

Общие положения 426 ФЗ

Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс (ст. 212) и ФЗ №426 «О специальной оценке» (далее по тексту будем ссылаться на этот закон).

Закон охватывает полностью всю процедуру, а именно:

  1. права, обязанности участников;
  2. порядок, процесс, подготовку к мероприятию;
  3. применение результатов;
  4. выявление опасных факторов, предписания по их удалению или снижению вредного действия;
  5. классификация условий;
  6. кто имеет право проводить и полномочия;
  7. ответственность и рассмотрение разногласий.

Последние изменения

За последних несколько лет в закон внесены такие изменения:

Кого касаются Суть
Расширены права работников Владелец фирмы обязан информировать проводящих процедуру о предложениях самих сотрудников по анализу среды, интенсивности вредности и по подобным вопросам. Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.6 они сами могут обращаться к представителям комиссии без согласия или разрешения кого-либо.
Повышены обязанности работодателя В течении 3-х дней после согласования отчета о проведенной процедуре он должен сообщить об этом компании которая его разработала (ст. 15 п. 5.1).
Полномочия организаций осуществляющих оценку Методы осуществления больше не требуют какого-либо согласования и проверки в госорганах, что существенно повысило их эффективность (п.3 ч.2 ст.6). Уточнены и регламентированы полномочия экспертов (ст. 8).
Мероприятия Изменение ситуаций, когда не требуется: из списка исключены граждане имеющие право на досрочную пенсию (п.1 ч.6 ст. 10).Новый порядок формирования декларации (в ч.1 ст.11).Теперь согласование при уменьшении класса опасности больше, чем на 1/3 относится к федеральному уровню (ч.7 ст.14).Средства защиты должны быть сертифицированы обязательно (ч.5 п.1 ст.15).Внеочередная специальная оценка условий труда после модификации оборудования, технологического процесса теперь осуществляется на протяжении 12 мес. В прочих случаях, как и прежде, – 6 мес. При реорганизации фирмы, изменения названия рабочего места – проводить необязательно.Если проверка осуществляется по предписанию госорганов, то персоналу гарантируется неприкасаемость их гарантий и компенсаций в ее процессе.

Основание для проведения специальной оценке условий труда

СОУТ обязаны осуществлять все работодатели, что предписано указанными выше законодательными актами. Их нормы и являются основаниями для нее.

Если рассматривать вопрос глубже, то основаниями выступает необходимость приведения существующей на предприятии обстановки в соответствие нормативам охраны и безопасности.

Но при этом есть исключения. Процедуру не применяют для надомников, занятых дистанционно и для тех, кто работает на физлица без статуса индивидуального предпринимателя (п.3 ст. 3). ИП с наемными работниками обязаны ее проводить.

Методика проведения

Есть специально разработанная Методика №33н утвержденная Приказом Минтруда.

Согласно ей мероприятие проходит по следующим пунктам:

  1. идентифицируется опасность и вредность производства. Определяется, нужны ли дополнительные меры в виде испытаний (исследований);
  2. проводятся исследования, в том числе и с помощью испытаний или измерений;
  3. определяется отношение условий на основании предыдущих двух пунктов к специальным классам или подклассам;
  4. документальное оформление результатов (отчет).

График проведения

Работодателем перед проверкой создается комиссия по СОУТ из числа участников своего предприятия, специалистов по охране труда, членов профсоюза (ст. 9). Она имеет только организаторские и наблюдательные функции. Основную работу выполняет специализированная организация.

Именно указанная комиссия утверждает график мероприятия. Его пример можно легко найти в интернете.

Он включает такие этапы:

  1. подготовка всех данных о рабочих местах, их характеристика;
  2. идентификация уровня, которым обладает вредный фактор;
  3. перечень планируемых исследований, решить какие можно осуществить, а какие нет в связи с возможными угрозами здоровью работников;
  4. подготовка декларации соответствия условий законодательным нормативам и подача ее в ГИТ;
  5. испытания;
  6. принять решение о применении производственного контроля за рабочей средой на предприятии;
  7. составление отчета, ознакомление с ним служащих под роспись.

Документ подписывается всеми участниками комиссии, утверждается владельцем фирмы и подлежит согласованию с организацией по СОУТ.

Порядок проведения

Проверка осуществляется согласно уже указанной нами выше Методике. Этот документ содержит описание всех этапов и способов ее осуществления.

Сроки проведения

На предприятии из 25 офисных мест примерно каждый этап согласно графику занимает такие сроки:

Этап Срок, дни
создание комиссии и утверждение списка рабочих мест 1
Заключения договора с организацией по оценке с учетом согласования цены и прочих нюансов 5
Работа организации по исходной информации, сопоставление с нормативами, классификация 15
выезд на предприятие, идентификация вредности, исследования, замеры 1 – 3
Протоколы и отчет 15
Согласование отчета с предприятием и передача его в специальный реестр — систему учета результатов СОУТ (ранее сдавали в госинспекцию) 10 (срок установлен в законодательстве)

Периодичность проведения

Законодательство обязывает проводить СОУТ не реже чем 1 раз на 5 лет, если в нормативных актах не предусмотрено иное. Этот срок отсчитывают с даты подписания отчета по предыдущей проверке.

Те субъекты, которые не проводили СОУТ и имели на это все законные основания (действующую аттестацию мест) должны до 31.12.2018-го провести ее, даже если предыдущая аттестация действительная.

Рабочие места, получившие положительное заключение по результатам предыдущей проверки, подлежат только декларированию. То есть, в отношении их нужно только подтвердить соответствие госнормам в области охраны труда.

Решение о декларировании принимается экспертом по спецоценке, основываясь на анализе, осуществленном в процессе идентификации факторов. Работодатель оформляет декларацию по специальной форме и передает ее в ГИТ. Срок ее действия – 5 лет, который продлевается автоматически, если нет несчастных случаев.

Внеплановая процедура проводится на протяжении 6 мес. со дня наступления таких обстоятельств (п. 1 ст. 17):

  1. ввод новых мест;
  2. по требованию профсоюзов или ГИТ после несчастных случаев;
  3. по требованиям государственной экспертизы качества СОУТ;
  4. при приведении производства в соответствие с нормативами или по их улучшению;
  5. при замене оборудования, изменений в технологических процессах, в средствах защиты.

Применение результатов

По результатам экспертизы принимают решения по следующим пунктам:

  1. разработка, реализация улучшений, обоснование их финансирования;
  2. информирование персонала об опасностях и особенностях их деятельности;
  3. установление гарантий и компенсаций;
  4. обеспечения средствами защиты;
  5. медосмотры;
  6. контроль уровня опасности, статистические отчетности;
  7. дополнительные тарифы взносов, расчет скидок и надбавок по страхованию от несчастных случаев;
  8. расследование несчастных случаев, рассмотрение и урегулирование вопросов связанных с ними и безопасностью;
  9. внедрение мер санитарно-бытового и медицинского обслуживания;
  10. ограничения для определенных категорий;
  11. анализ профрисков.

Штраф за непроведение

Документация по СОУТ подлежит хранению по правилам строгой отчетности в течение 45 лет. Контроль за процедурой и ее качеством возложен на Гостинспекцию и Госэкспертизу. Ответственность полностью возложена на руководителя предприятия.

Санкции налагаются в таких размерах:

Субъект Размер штрафа
Организации 60 – 200 тыс. руб. или запрет на 90 суток
ИП 5 – 40 тыс. руб. или запрет на 90 суток
Должностные лица 5 – 40 тыс. руб. или отстранение на 1 – 3 года

Во всех случаях также возможно предупреждение при незначительных нарушениях.

Комплекс мер в процессе оценки проводят специализированные организации, допущенные согласно законодательству к этой деятельности. Их список утверждается министерством труда и есть на сайте этого ведомства. После выбора организации работодателем подается заявка и заключается договор на предоставление соответствующих услуг.

Источник: https://101zakon.ru/pensii/specialnaja-ocenka-uslovij-truda-sout/

Специальная оценка условий труда

Спецоценка по условиям труда законодательство

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ.

От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников.

Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда.

По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники).

Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу.

А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель.

Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию.

Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником.

Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса.

Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций, имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда. 

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления.

Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда.

Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/specialnaya-ocenka-usloviy-truda

Спецоценка условий труда: изменения для работодателей

Спецоценка по условиям труда законодательство

Специальную оценку условий труда проводят, чтобы оценить рабочие места «на вредность и опасность». Разберем изменения в спецоценке условий труда.

До 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность:

  1. Аттестация рабочих мест – обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н).
  2. Специальная оценка условий труда – ранее это понятие существовало, а вот нормативно не регулировалось. Было лишь упоминание о специальной оценке в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 2014 года законодатели пришли «к одному знаменателю» – специальная оценка условий труда. Революции не произошло. Суть и методика проведения спецоценки практически не поменялись.

Проведение специальной оценки условий труда – это обязанность работодателя, которая закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников.

К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.

2014 № 290, порядок проведения спецоценки — отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест.

Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, — в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н.

Разберем основные изменения по спецоценке с 2016 года.

Изменения в спецоценке с мая 2016 года

Большая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку. Но есть изменения и для работодателей.

  • Работодатель обязан при наличии предложений от работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов предоставить указанные предложения организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Проще говоря, если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать.
  • Теперь работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми.

Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2016 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест.

Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года.

То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточненку.

  • Работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне.

  • В случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, запрещено ухудшать положение работников, рабочие места которых проверяются внепланово, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой оценки. То есть, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Пример: проводится внеплановая спецоценка условий труда. Пока не утвердили отчет о ее проведении, запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Спецоценка офисных работников – это обязательно?

  • Да, оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Хотя ранее они не подлежали аттестации (п. 4 Порядка № 342н).

Контроль проведения специальной оценки условий труда

Можно ли сделать вид, что оценка была, хотя, на самом деле, ее не было? – Нет, нельзя. 

Комментирует Юлия Бусыгина, ведущая онлайн-курса «Расчеты с персоналом по оплате труда»:

«С 2015 года установлена административная ответственность за непроведение спецоценки или за нарушение порядка проведения спецоценки (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Работодателя могут предупредить за нарушение и оштрафовать (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • физлицо (ИП) – на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • организацию – на сумму от 60 000 до 80 000 руб. (п. 3 ст. 11 Закона № 421-ФЗ).

При повторных нарушениях:

  • организацию могут оштрафовать на сумму до 200 000 руб. или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток;
  • ИП – на сумму до 40 000 руб. или приостановить деятельность до 90 суток.

Должностному лицу грозит предупреждение, штраф 10 000 руб. (за повторное нарушение — 40 000 руб.) или дисквалификация от 1 до 3 лет».

Расчеты с персоналом по оплате труда

Повышение квалификации в Контур.Школе

Программа

Результаты аттестации будут действовать?

Результаты аттестации, которая проводилась до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Максимальный срок – до 31 декабря 2018 года (п. п. 4 и 6 ст. 27 Закона о спецоценке).

В некоторых случаях спецоценку обязательно провести внепланово.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/349

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.